Строительство автомобильной дороги «Сургут-Салехард, участок Надым-Салехард, 1000-1060 км»
За последние 10 лет в ЯНАО не было таких грандиозных проектов в области транспортного строительства. Мы считаем этот проект основополагающим для развития транспортной инфраструктуры региона и рады в нем участвовать!
На сегодняшний день одним из самых сложных и интересных объектов является строительство автомобильной дороги «Сургут – Салехард, участок Надым – Салехард». «Уренгойдорстрой» осуществляет строительство двух участков: «Надым – Салехард 1241 – 1291 км» и «Надым – Салехард 1000 – 1060 км с обходом города Надым».
Строительство автомобильной дороги Надым-Салехард – часть стратегического проекта «Северного широтного хода». Для Ямала – это выход на общероссийскую сеть дорог. И не только. Северный широтный ход претендует на звание «мегапроекта». Это железнодорожная магистраль длиной 707 километров. Расположенная в приарктическом районе она существенно сократит путь доставки грузов. Есть и другие преимущества проекта.

Дмитрий Кобылкин, губернатор ЯНАО: «Это рабочие места, увеличение налогооблагаемой базы, развитие инфраструктуры, уникальный порт и в будущем ж/д к этому порту. Такого хода на территории РФ близкого к углеводородному сырью нет в мире».
Для дорожного строительства ЯНАО, по праву, считается регионом сложным, а местами даже и экстремальным. Пересеченный рельеф местности, разветвленная сеть рек и ручьев, очень сложная геология и гидрология, наличие вечной мерзлоты, слабых и текучих грунтов и т.д. обуславливает применение самых качественных строительных материалов и постоянный эксперимент по внедрению новых.
Отлично зарекомендовало себя применение теплоизолирующего материала «Экструдированный пенополистирол» на участках с вечной мерзлотой и высотой насыпи менее 2,4 м. На участках со слабыми грунтами основания применяется «Нетканые синтетические материалы» в комплексе с пространственными георешетками. Для укрепления откосов на участках подтопления откосов насыпи используются коробчатые габионные конструкции и матрацы «Рено».
Объект «Строительство автомобильной дороги «Сургут — Салехард», участок Надым – Салехард, 1000 – 1060 км»
Проектная документация разработана отделом проектирования ООО НПФ «ДорЦентр»; было предусмотрено выделить отдельные этапы:
- 1 этап – линейный объект (новый участок, откорректированный и оставшиеся без изменений участка автомобильной дороги);
- 2 этап – объект непроизводственного назначения – стационарный пункт весового контроля (СПВК).
Трасса проектируемой автомобильной дороги автомобильной дороги «Сургут — Салехард», участок Надым – Салехард, 1000 – 1060 км» разделена на пусковые комплексы:
- I пусковой комплекс ПК0+00 – ПК90+00 (соответствует северному подъезду к г. Надым) – протяженностью 9,0 км;
- II пусковой комплекс ПК90+00 – ПК234+03,08 (ПК150+00 существующей трассы проекта «Сургут — Салехард», участок Надым – Салехард, 1000 – 1060 км») – протяженностью 14,403 км.
В составе автомобильной дороги предусмотрено строительство мостов выделенные в отдельные пусковые комплексы (работы выполняет ООО «Мост Сервис»):
- 1 пусковой: мост через ручей на ПК 24+92.
- 2 пусковой:
— мост через р. Яхойяха на ПК 106+10.
— мост через р. Нгарка-Велояха на ПК 144+68,625.
— мост через ручей на ПК 188+98,70.
Этапы производства работ:
- Восстановление оси автомобильной дороги:
— закрепляются вершины углов поворота;
— производятся разбивки кривых поворота с закреплением начала и конца кривых;
— закрепляются пикеты и плюсовые точки;
— проверяются отметки имеющихся реперов: восстанавливаются сбитые и устанавливаются дополнительно необходимое количество реперов;
— проверяется и закрепляется ось автомобильной дороги. - Возведение насыпи земляного полотна автомобильной дороги:
— разработка грунта в карьере экскаватором;
— подготовка естественного основания под насыпь;
— устройство выравнивающего слоя;
— распределение грунта слоями на расчетную ширину и толщину;
— уплотнение слоев насыпи катками;
— планировка поверхности каждого слоя автогрейдером;
— зачистка и окончательная отделка откосов насыпи экскаватором. - Строительство водопропускной гладкой металлической трубы:
— подготовительные работы;
— разбивочные работы;
— земляные работы;
— монтажные работы;
— гидроизоляционные работы;
— укрепительные работы. - Укрепление откосов:
— подготовительные работы;
— разбивочные работы;
— планирование откосов насыпи и выемки;
— завоз и распределение торфо-песчаной смеси на откосах;
— укрепление откосов насыпи матрасами РЕНО и габионами (технология укрепления подробно рассмотрена в технологической карте на строительство гладкостенной металлической водопропускной трубы). - Устройство щебеночного основания:
— подготовительные работы;
— разбивочные работы;
— завоз, распределение и планировка щебня;
— уплотнение щебня.