Новый статус трассы Сургут — Салехард
С 1 января 2019 года ямальские автомобильные дороги будут переданы в ведомство федерального дорожного агентства «Росавтодор». В Новом Уренгое в ДЦ «Ямал» состоялось выездное заседание ФКУ «Уралуправтодор» с участием первого заместителя губернатора ЯНАО Алексея Ситникова. Участок трассы Сургут — Салехард будет передан в оперативное управление ФКУ «Уралуправтодора».
В пленарном заседании участвовали представители компаний, ведущих строительно-монтажные работы, отвечающие за проектирование, строительный контроль, а также представители органов исполнительной власти ЯНАО.
На событии обсудили вопросы, связанные с передачей автомобильной дороги Сургут — Салехард в оперативное управление ФКУ «Уралуправтодор», особенности строительства и эксплуатации автомобильных дорог в ЯНАО, актуальные вопросы транспортной безопасности и обеспечения безопасности дорожного движения, а также вопросы проектирования, строительства и внедрения новых технологий.
В рамках подготовки к совещанию руководство ФКУ «Уралуправтодор», специалисты управления, а также представители подрядных организаций проехали на автобусе с инспекцией более 1300 километров по федеральным трассам от Екатеринбурга до Нового Уренгоя.
В частности, маршрут был проложен по трассам Р-351 Екатеринбург — Тюмень и Р-404 Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск. В пути было множество остановок на объектах реконструкций и ремонтов. По словам начальника ФКУ «Уралуправтодор» Алексея Борисова, в целом состояние дороги удовлетворительное, проезд есть. Единственная проблема — это дорога Надым — Салехард, где проезда пока нет.
По завершению пленарного заседания начальник ФКУ «Уралуправтодор» Алексей Борисов и первый заместитель главы региона Алексей Ситников ответили на вопросы журналистов.
Как отметил Алексей Ситников, для округа передача региональной трассы в федеральную собственность — это, прежде всего, освобождение окружных финансовых средств, которые можно перенаправить на содержание улично-дорожной сети муниципальных образований ЯНАО, сети ямальских дорог.
Передача автодороги Сургут — Салехард в федеральную собственность обусловлена, кроме финансовой составляющей, еще и необходимостью получить законченный транспортный коридор: Москва – Екатеринбург – Тюмень – Сургут – Салехард. Согласно 257 Закону РФ «Об автомобильных дорогах…», столица России и столицы регионов должны быть соединены дорогами федерального значения.
«Чтобы закончить строительство автодороги Салехард — Надым, нужно построить 150 км трассы, 77 из них будет закончено в этом году. Цена вопроса — 19 миллиардов рублей. Планируется закончить строительство к 2021 году, правда часть трассы будет в переходном покрытии. Чтобы сделать её в асфальте, нужно еще 13 миллиардов рублей. С появлением этой трассы на Ямале будут открываться новые месторождения, дорога — это жизнь», — подчеркнул Алексей Ситников в разговоре с журналистами.
Представителей СМИ также интересовали ремонт и реконструкция автодороги Коротчаево – Пуровск, трассы Коротчаево – Новый Уренгой. Начальник ФКУ «Уралуправтодор» Алексей Борисов и первый заместитель губернатора ЯНАО Алексей Ситников ответили, что эти объекты требуют серьезных финансовых вложений: где-то просто ремонта, где-то полной реконструкции.
С передачей дорог в федеральную собственность эти проблемы будут поэтапно решаться.
Алексей Борисов, начальник ФКУ «Уралуправтодор»: «Большое спасибо правительству ЯНАО, которые делают эту дорогу практически собственными средствами, помогая Росавтодору. Считаю, что пришло время забрать эту дорогу на свои плечи и выполнить требования законодательства, которые необходимы».
Есть планы и на дорогу, которая объединяет Новый Уренгой с районом Коротчаево. Однако, говорить о полной реконструкции специалисты пока не решаются.
Алексей Ситников, первый заместитель губернатора ЯНАО: «У нас есть 2 проекта реконструкции, уход от железной дороги, но это требует серьезных финансовых вложений, если говорить о дорожной одежде – это возможно. Скорее всего, с переходом в федеральную систему это будет сделано, у них есть для этого деньги».
Цель масштабного проекта — получить законченный транспортный коридор: Москва – Екатеринбург – Тюмень – Сургут – Салехард. Сегодня государство ставит перед дорожным ведомством задачу — соединить автомобильными нитями с Москвой все города — центры субъектов. Пока в течение трех ближайших лет до момента передачи участка, дорогу Надым – Салехард будут достраивать на окружные средства. Федеральная казна тоже поможет.
Алексей Ситников, первый заместитель губернатора ЯНАО: «Сегодня, чтобы закончить дорогу в общей сложности требуется 14,5 миллиардов рублей. Дефицит — 4,5 миллиарда. За ним обратились к председателю правительства. Получили резолюцию. И сегодня работаем с Минтрансом в этом направлении. Дорогу сдадут в переходном типе покрытия. Чтобы полностью закончить все работы потребуется ещё 13 миллиардов, но это сумма ляжет уже на федеральную казну. После передачи принципиально изменится порядок финансирования всех ямальских трасс».
В рамках пленарного заседания подняли и детально разобрали тему особенностей строительства автомобильных трасс в условиях меняющегося крайнесеверного климата.
Известно, что Ямал — это весьма слабо изученное пространство. Строители, осваивая новые районы, неизбежно сталкиваются со своеобразием природных комплексов, вызванных наличием вечной мерзлоты, широким распространением мерзлых пород, подземных льдов и различных, неблагоприятных для возведения дорог криогенных процессов (бугров пучения, осадок, термокарста, растрескивания верхних слоев почвы и тд).
Данной проблемой на территории Ямала занимаются как строительные организации, так различные институты и инновационные испытательные центры. Первые результаты их исследований показали, что глобальное потепление теперь и на Ямале.
С докладом по теме в качестве практикующего эксперта выступил главный инженер компании «Уренгойдорстрой» Дмитрий Туковский.
«Дороги проектировались и строились на вечной мерзлоте. Теперь вечная мерзлота начала таять и деформироваться. Необходимо пересматривать процесс проектирования и учитывать строительство не на вечной мерзлоте, а по сути, в условиях сильно заболоченной местности. В сложившейся ситуации, для того чтобы строить дороги на Севере, нужно обеспечить инженерные изыскания научным сопровождением, привлечь ученых, получить качественные полевые данные, сделать добротный анализ материалов изысканий и выполнить обоснованный прогноз. Нужно как можно глубже изучить данную проблему, «глубже» — как в прямом, так и в переносном смысле слова. В арсенале науки появились новые методы исследований – геофизические, теплофизические, компьютерное моделирование и тд., внедряются современные автоматизированные системы наблюдений. Важно, чтобы новые разработки ученых находили применение на практике. В итоге повысится качество дорожно-строительных работ», говорит Дмитрий Туковский, главный инженер ООО «Уренгойдорстрой».
Дорогу в северных условиях невозможно строить, используя одну технологию и один принцип. Для каждого участка необходимо находить наиболее подходящее инженерное решение. Данная проблема наблюдается не только на территории Ямала, но и в других регионах страны, а именно Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Якутия.
Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» имеет в своем распоряжении испытательные полигоны для определения лучших материалов и технологий и каждый год создает новые. Вероятно, настал подходящий момент для того, чтобы уделить особое внимание ямальской территории. Создание здесь полигона для изучения особенностей климата, почвы, вопросов эксплуатации автомобильных дорог станет прорывом, новой отправной точкой.
Пресс-служба ООО «Уренгойдорстрой»