Нам 47 лет! Сегодня строительство. Завтра история.

Как построить пирамиду безопасности. Обмен реальным опытом

На два дня офис компании «Уренгойдорстрой» стал учебной площадкой, где инженерно-технический состав предприятия постигал жизненно-важную для производства науку. Руководитель направления производственной безопасности ПАО «Газпром нефть» Александр Подколзин стал учителем для работников нашего предприятия.

Наука есть разная. Та, например, что основана на теории. В ней доказательства выводятся исключительно умозаключениями учёных: расчётами, формулами. А есть наука практическая. И там доказательства, что называется, налицо. Производственники выбрали такой вариант, решив перенять опыт, который уже работает. Который не только опробован на серьезных предприятиях, но и принес плоды.

Какие — рассказывает начальник службы охраны труда и окружающей среды ООО «Уренгойдорстрой» Александр Мижарев.

Учителя. Для обучения ИТР состава предприятия, мы пригласили наших ключевых заказчиков (поскольку они нас сегодня называют ключевыми партнерами) — чтобы перенять у них опыт производственной безопасности. Под этим понятием подразумеваются и охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, электробезопасность и безопасность дорожного движения. Например, есть документ «Каркас» для ИТР состава, куда включены все перечисленные выше ключевые моменты. Цель всего этого мероприятия — улучшить безопасность работников абсолютно на всех наших объектах, не важно кто заказчик: Газпром это, Роснефть или это муниципальные контракты. То есть, задача — исключение травматизма и профессиональных заболеваний для каждого сотрудника.

Как это работает. Главная идея в том, что в систему безопасности вовлечен каждый человек. Причастны все. Каждый будет следить не только за собой, но и за другими сотрудниками. Замечать — где и что напарник или сосед по участку делает не так, пренебрегая правилами безопасности или охраны труда. Что своими действиями он может кому-то или себе нанести вред. Это такая пирамида безопасности, потому что учеба пройдет на всех уровнях. Для начала — ИТР, потом они передадут знания специалистам охраны труда на объектовом уровне. И так, по цепочке, знания дойдут до каждого рабочего «в поле». Мы обучаем ключевых, те — своих ключевых, и так дальше.

Былое и думы. Раньше мы думали преимущественно о том, чтобы наши заказчики были довольны на объектовом уровне. Сейчас руководство ставит другую задачу. И руководители принимают решение: грамотными и безопасными мы будем везде. Итак, начни с себя. Вначале ИТР, которые должны знать о безопасности всё и её соблюдать, и учить тому же всех остальных сотрудников.

На ошибках учатся. Мы учимся на ошибках. Но не на своих, а на чужих. «Ошибочными» видеороликами мы доносим до людей и обсуждаем ДТП, пожары или травматизм на производстве. Самый подробный разбор каждого случая. Причина и следствие. Был ли человеческий фактор (а он, как правило, есть всегда) и можно ли было его исключить. До этого сотрудник мог не понимать тяжести последствий каких-то действий, поступков, а тут — начинает включать голову: ага, он сделал вот так… Такое могло произойти и со мной.

Тяжело в учении, легко в работе. Работать, по новому относясь к безопасности производства, вынуждены будут все. И это не потребует каких-то сверхусилий. Успех будет, я об этом знаю по опыту наших партнеров. Всё просто — в этом будет заинтересован каждый наш сотрудник. Мы разрабатываем документ о мотивации: для человека, который нашел, увидел опасные условия и предотвратил опасный исход для того, кто в этих условиях работает. И он будет получать мотивацию. Денежную или в каком-то другом варианте. Такая система внедрена в Газпроме. Будут, скажем, блокнотики, где учитываются все опасные условия, опасные действия. И работник буден обязан с ним пройтись по своему производственному пути, где он ежедневно ходит и трудится. За день он обязан будет найти опасные условия или опасные действия себя или своего коллеги: например, защиту кто-то не использует. Все эти данные он и будет фиксировать.

Информация: путь наверх. Все эти данные у нас будут фиксироваться: накапливаться обрабатываться. Если что-то срочное, что может привести к травме или аварии — это будет незамедлительно устраняться. Все показатели будут суммироваться. Не важно — подал их вахтовик, постоянный рабочий или сотрудник ИТР состава. К слову, иметь «безопасный» блокнот будет каждый, не зависимо от должности или места работы. Ведь человек, который работает над этим, в конечном итоге помогает нам, руководителям — мы же не всевидящие…

Мотивация. Есть система такая в некоторых странах за границей — там, если заболел пациент, врачу перестают платить зарплату. Как доктор может обеспечить здоровье? Заниматься среди пациентов профилактикой. Вот мы и внедряем такую профилактику у себя. Важно то, что мы хотим аннулировать у себя опасные условия. И со временем хотелось бы прийти к тому, что в этих блокнотах нашим сотрудникам нечего будет писать. Исключатся сами условия. А вот действия — вряд ли. Человеческий фактор трудно исключить.

Безнаказанность, как средство. В Газпроме есть пирамида прозрачности. Там предлагается не скрывать травматизм. Мы и это тоже будем перенимать. Как это работает? Отменой наказания. Обычно, если работник на участке, скажем,порезал или прищемил палец и дело не дошло до больницы — сейчас это часто замалчивается. До больницы дело не доходит. И начальник участка молчит, боятся наказания после того, как будет проведено служебное расследование. Так вот, наказывать за это мы перестанем. Вместо этого, будем анализировать, прорабатывать каждый случай и устранять сами причины травмы. Чтобы в другой раз человек, выполняя этот вид работ, сохранил пальцы целыми.

Гром и «молния». У наших заказчиков — у одного из них, практически на всех объектах есть инженеры по охране труда. На всех участках есть такой документ, как «Молния». Там описывается, какое ЧП произошло. Как произошло, с кем произошло, что послужило причиной, кто виновен. Вот и мы предлагаем подобное. Больше ни одной травмы не скрывать. Этот момент мы обсудим на все участках подробно, чтобы все это было открыто, прозрачно. Мы вызываем всех наших руководителей ИТР и линейного состава на открытость. Такая система, кстати, заимствована из иностранных стандартов охраны труда — такой симбиоз с нашими российскими стандартами..

Как на духу. Ещё одно заимствование, которое приносит реальные плоды. В Газпроме внедрили систему докладов или записок — написать может каждый и опустить в ящик для заметок и предложений. Ну, вот лично не скажет, а в письме напишет человек: чтобы не случилось аварии, например, надо гайку где-то закрутить. Мне рассказывали, что начали читать записки — 10-15 раз напишут чушь, а в 20 раз — дельную вещь напишет. В итоге, из-за этой гаечки авария не произошла. Это стимулирует открытость. Ведь вот про себя сотрудник может и не напишет, а про другого напишет. И это не страшно, когда не наказание ждет, а нормальная беседа. Тут надо снова и снова объяснять, спрашивать: зачем нарушаешь, с какой целью? Что ты получишь? Ты получишь травму. Или, не дай бог, смертельный исход. Потеряешь здоровье или жизнь. Если здоровье — ты потеряешь зарплату. А твоя семья потеряет социальную поддержку. Если жизнь — родные потеряют кормильца. Человек должен понимать последствия своих поступков. И чем он заплатит за них.


Сохраняя традиции всего концерна, одна из «дочек» Газпрома — ПАО «Газпром нефть» — делает упор на безопасность на производственных объектах. И не только для охраны жизни и здоровья своих сотрудников. Руководитель направления по производственной безопасности Александр Подколзин стал учителем для работников предприятия «Уренгойдорстрой». Он обучал специалистов дорожно-строительной компании стандартам безопасности на примере предприятия «Газпром нефть». Два дня лекций. Темы: культура безопасности на производстве, порядок управления и организации взаимодействия с подрядчиками, разбор и анализ реальных происшествий.

Вот как лектор рассказывает об идее провести обучение ИТР-состава Уренгойдорстроя: «Специалисты приезжают на месторождения и знакомятся с нашими требованиями. Мы это называем погружением. Однако, их непосредственные руководители, которые работают в офисах, как правило, с нашей производственной безопасностью не знакомы. Именно поэтому и возникла идея расширить рамки обучения. Охватить управленческий состав в подрядных организациях-партнерах».

Ученики, с точки зрения Подколзина. Я объездил разные регионы, бывал во многих компаниях, провел не одну программу обучения. Есть с чем сравнить. Тут, в Уренгойдорстрое, всё на высоком уровне: организация мероприятия, активность слушателей. Они получали новые знания, я — немедленную обратную связь. И это дорогого стоит. Кстати, мы ввели анкеты обратной связи. Для меня оценка слушателей очень важна. Если я вижу невысокую оценку, значит, я где-то не дорабатываю.

Учитель: о самоподготовке и о пятёрках. Раньше мне не приходилось сотрудничать с вашим предприятием. Поэтому, я хорошо подготовился — общался с коллегами на промысле, анализировал деятельность Уренгойдорстроя. Итак, отзывы. Компания своевременно и адекватно реагирует на замечания, быстро устраняет их. В результате, команда заказчика и команда подрядчика работают ради одной идеи и сообща. Оценивая работу УДС по пятибалльной шкале, можно смело ставить пятерку. Сегодня для нашей организации Уренгойдорстрой не просто подрядчик. Это надёжный партнер.

Во время обучения мы говорили на тему развития взаимодействия между заказчиком и подрядными организациями. Раньше этот вопрос чаще всего оставался в компетенции двух специалистов, курирующих договор. Сегодня мы предлагаем использовать более эффективный метод, в котором задействована целая команда, включая специалистов по охране труда.

Немного философии от гуру. Мир всегда держался и держится на людях инициативных и неравнодушных. Для любой организации такие сотрудники бесценны. К примеру, еще в одной «дочке» Газпрома, в АО «Мессояхенефтегаз» существует «Портал идей». Каждый сотрудник, невзирая на статус, должность и положение может подать идею. И если она понравится комиссии, у инициатора будут все шансы реализовать ее самостоятельно или с помощью команды единомышленников. Разумеется, и в Уренгойдорстрое есть такие люди. А вскоре, возможно, появится и свой «Портал идей». Каждая идея, пусть на первый взгляд даже бредовая — может обернуться шагом вперёд. Главное, не бояться их предлагать.

Пресс-служба ООО «Уренгойдорстрой»