Нам 47 лет! Сегодня строительство. Завтра история.

Дмитрий Артюхов: «Нам с вами по пути»

За восемь дней путешествия по Ямалу, с 12 по 20 августа, губернатор Дмитрий Артюхов проехал более 1 100 км от Надыма до Ноябрьска. По пути в Надымском и Пуровском районах, городах Новый Уренгой, Губкинский, Муравленко и Ноябрьск глава региона осмотрел 68 объектов: строящиеся трассы и объекты дорожной инфраструктуры, долгострои, новостройки, проблемные дома, садики, школы, больницы, спорткомплексы, игровые площадки.

«Позади 1 100 километров, 3 полных бака и очень интересные, насыщенные 8 дней работы. Они были полезными для меня и для всей команды правительства: посмотреть состояние дорог, провести встречи с жителями. Главная задача была посмотреть нашу дорогу. Впечатления самые разные. Очень много плохих и даже безобразных участков, и наша задача — ситуацию эту принципиально исправить. Это задача № 1, равно как и задача по переселению из ветхого и аварийного жилья, потому как такие дороги на Ямале должны исчезнуть. Мы должны с вами ездить по хорошим, качественным трассам, безопасным в первую очередь. Это станет приоритетным. Поверьте, хоть в лепёшку разобьёмся, а задачу эту за 4 года выполним. Хочу поблагодарить вас за поддержку в этом путешествии. Я её чувствовал в ваших комментариях, ваших ответах и вопросах — не всегда комфортных, но очень полезных для того, чтобы мы понимали, какие задачи мы должны решать для развития нашего региона. Работу будем продолжать, и нам, как всегда, с вами по пути!», — это видеообращение губернатор округа записал, доехав до границы Ямала. Ну, а до этого весь округ следил за большим вояжем главы региона. В нём было всё: и неожиданные остановки, и незапланированные встречи, и очень резкая критика местных властей на встречах с народом. И, конечно, были дороги. Главная цель поездки, как заявил в видеообращении к ямальцам сам Дмитрий Артюхов.

* * *

Отправной точкой губернатора стала строящаяся дорога Надым — Салехард. Проект включает в себя 6 участков общей протяжённостью 344 км. Три из них уже введены в эксплуатацию (150 км в асфальте, 20 км в щебне). На сегодняшний день работы ведутся одновременно ещё на трёх отрезках, в том числе продолжается строительство последних девяти мостов. В этом году дорожники построят 64,5 км в щебне. К концу 2020 года планируется открыть движение в переходном типе покрытия.

Глава региона проехал по участку «Объезд города Надым», где ООО «Уренгойдорстрой» продолжает строительство путепровода. Строители занимаются подготовкой опалубки и армированием ригелей на опорах для дальнейшего бетонирования, осуществляется завоз балок пролётных строений. Генеральный директор компании Александр Рысков назвал эту задачу вполне посильной: людей и техники хватает, а умения специалистам крупнейшей в округе дорожно-строительной компании не занимать. Завершить строительство этой дороги планируется до конца 2020 года. Новая трасса протяжённостью чуть более 5 км в объезд Надыма сократит путь автомобилистов и предотвратит подтопление участка дороги.

* * *

А сам Надым стал первым городом в маршруте губернатора. Осмотр объектов начался с набережной имени Сабита Оруджева. Её обустройство проходит по окружной адресно-инвестиционной программе. Работы начались и частично закончатся в текущем году. Объездную дорогу вдоль реконструируемой набережной выполняла компания «Уренгойдорстрой». По проекту, на двух ярусах набережной появятся места для прогулок и отдыха, скамейки, освещение, архитектурные композиции, декоративное озеленение. В будущем здесь планируется проводить городские праздники и спортивные мероприятия. Кроме того, с помощью новой набережной строители реанимируют озеро Янтарное: перед началом стройки укрепили его береговую линию. Вообще, в Надыме у УДС в этом году большие объемы работ — фактически, вся реконструкция и ремонт дворов и улично-дорожной сети.

* * *

Работе в Новом Уренгое Дмитрий Артюхов посвятил три дня. Были внеплановые объезды и встречи с людьми. Были плановые совещания и встречи. И, как и было обещано ранее, глава региона проинспектировал, как идут работы по реконструкции дороги Коротчаево — Новый Уренгой. Подрядчик здесь ООО «Уренгойдорстрой». За три года на этой трассе дорожники приведут в порядок 67,3 км трассы, в том числе запланирована реконструкция 15 мостов и водопропускных сооружений. До недавнего времени на участке, ближайшем к Новому Уренгою, велось устройство новой «дорожной одежды». В самом посёлке Коротчаево ведутся работы по реконструкции улицы Шоссейной и капитальному ремонту Ямсовейской. Первоочередная задача в этом сезоне — установить систему освещения в посёлке, обустроить тротуары, остановочные площадки и автобусные павильоны. Во время капремонта на Ямсовейской планируется в течение двух лет полностью заменить дорожное покрытие на протяжении 2 км. Плюс — освещение и тротуары.

* * *

Сейчас УДС реконструирует самый интенсивный по движению автотранспорта участок (ближайший к Новому Уренгою) протяжённостью почти 18 километров.

Вот что рассказал начальник отдела содержания и развития автомобильных дорог Новоуренгойского филиала ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» Виктор Бочкарев«Самый сложный участок — как раз эти 18 километров от города в сторону микрорайона. Здесь очень много мест, где радиус поворота не соответствует нормативным требованиям, и также много просадок. Все эти элементы будут устранены в процессе реконструкции».

Всего на объекте были задействованы 80 человек и 30 спецмашин, работали в две смены. В первую очередь, дорожники устраняли неровности просевшего полотна: выравнивали самые глубокие ямы и просадки, срезали старый асфальт.

«Все видим, какие здесь просадки на дороге. Всё это выравниваем, устраиваем нижний слой, далее укладываем геосинтетическую сетку и потом уже верхний слой щебёночно-мастичного асфальтобетона. Кроме того, поднимем обочины до необходимых отметок. Будем постепенно продвигаться и сдавать полностью готовые участки», — поделился планами главный инженер ООО «Уренгойдорстрой» Дмитрий Туковский.

За качеством работ следят не только губернатор и специалисты дорожного надзора, но и общественные наблюдатели.

Общественный контроль тут будет осуществляться вплоть до сдачи объекта, рассказал член общественной палаты ЯНАО Хайдар Хафизов«Пока замечаний к подрядчику нет. Всё идёт по графику. Дорога эта очень важная для округа и для города. Поэтому, к ней такое пристальное внимание. Надеюсь, когда трасса будет полностью готова, станет намного меньше аварийно-опасных участков. Впрочем, тут важна не только роль дорожников, но и внимание и аккуратность самих водителей».

Следом УДС приступил к ремонту на другом участке — протяжённостью 5,9 км, который начинается от района Коротчаево. Полностью закрывать движение на время работ не стали, здесь организовали реверсивное движение.

* * *

Ещё одной стройплощадкой, где побывал глава региона, стал будущий мост через реку Пур. Работы здесь ведутся круглосуточно.

В настоящее время продолжаются работы на пяти из 11 опор: монтаж и объединение железобетонных контурных блоков, которые служат защитой опор от разрушений, например, ото льда во время весеннего ледохода; на двух крайних опорах выполняется устройство шкафных стенок и открылков; продолжается обустройство стапеля для сборки и надвижки пролётного строения на левом берегу реки. Первая надвижка пролётного строения запланирована на вторую половину сентября.

* * *

Попались проблемные участки губернатору и по дороге в Тарко-Сале. По ним, кстати, в этом году разрабатываются проекты на ремонт и капитальный ремонт. Так, в 2020-2021 годах на участке Пуровск — Коротчаево планируется капитально отремонтировать 28 км дороги, в том числе 11 мостов. На дороге Пурпе — Пуровск в этот же период отремонтируют 24 км трассы и капитальный ремонт ждёт три мостовых сооружения. На участке Подъезд к Тарко-Сале на 2021 год запланирован ремонт всей дороги протяжённостью 9,7 км.

* * *

За рулём автомобиля Дмитрий Артюхов проехал и по уже обновлённым участкам. Так, на участке Граница ЯНАО — Губкинский дорожники полностью «одели» полуторакилометровый участок трассы в асфальт, выполнены работы по досыпке обочин грунтом. В целом в этом сезоне на участке планируется отремонтировать около 10 км трассы, а в следующем году дорожники приступят к капитальному ремонту 25 км автодороги от границы с ХМАО до Карамовского поста. Этот участок — причина многочисленных жалоб ямальцев. А дальнобойщики и вовсе окрестили его «дьявольскими воротами» Ямала. Сейчас ведётся разработка проектно-сметной документации.

Факты

За время поездки Дмитрий Артюхов встретил почти 2 тысячи человек.

Губернатор в аккаунтах социальных сетей вел видеодневник поездки, в котором рассказывал подписчикам о проделанном пути, увиденном за день, анонсировал свои дальнейшие визиты в города и поселки и приглашал жителей на открытые встречи. По итогам в Instagram появилось 14 постов, ВКонтакте — 17 постов, в Одноклассниках — 16 постов. Проведено 5 прямых трансляций встреч с населением в Instagram. До этого в таком формате с ямальцами не работал ни один чиновник.

За восемь дней губернатор провел 7 открытых встреч с населением, на которых было задано 166 вопросов. В общей сложности, общаясь с жителями городов и поселков, он провел на сцене 18 часов. Лидерами по числу вопросов стали: Новый Уренгой — 35 вопросов и ответов, Тарко-Сале — 30 вопросов и ответов, Ноябрьск — 27 вопросов и ответов.

Цифры

В 2019 году на ремонт дорог ЯНАО впервые выделены средства по нормативу финансовых затрат. В следующем году объёмы ещё увеличатся.

В этом строительном сезоне на Ямале отремонтировали более 100 км муниципальных дорог, свыше 50 км региональных и межмуниципальных трасс, построили порядка 60 км автодороги Надым — Салехард.

В 2019 году Ямал присоединился к нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В результате в 2024 году 67,7% региональных трасс и 85% дорог Салехардской городской агломерации должны соответствовать нормативному состоянию. Кроме того, за шесть лет необходимо вдвое сократить число мест концентрации ДТП и снизить долю дорог, работающих в режиме перегрузки.