Нам 47 лет! Сегодня строительство. Завтра история.

Дню строителя посвящается…

С высоты птичьего полета ямальская тундра напоминает изысканное кружево. Вот глубокое почти дочерна синее озеро оплетено голубыми петлями рек и ручьев. А здесь зелень берез разбавлена желтым и коричнево-красным — так мастерица Природа, намекает о приближении осени. И куда ни брось взгляд — серо-голубые нити. Бесконечные нити дорог — результат нелегкого труда дорожников.

Дорожники. Это они дают жизнь новым городам и поселкам. Способствуют дальнейшему развитию региона. Про каждого из них можно сказать — он оставил на северной земле свой след. Только силами работников предприятия «Уренгойдорстрой» на Ямале проложено свыше 1 тысячи 600 километров автотрасс, возведено более 50 мостов. «За нами начинается жизнь, — гордо говорят УДСовцы, и добавляют — ведь на любой объект, в любой уголок Ямала в числе первых всегда приходят дорожники и лишь за ними — все остальные».

Секрет успеха

Последние два месяца над улицей Промышленная стоит неумолчный гул тяжелой техники — одна из старейших дорог Нового Уренгоя переживает второе рождение. К началу сентября она должна измениться кардинально. Проезжая часть станет значительно шире, ее украсит гранитный бордюр и зеленый газон. В темное время суток дорога будет подсвечена десятками фонарей. Сейчас здесь во всю кипит работа. Бок о бок трудятся УДСовцы, студенты Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии из Омска и бригада асфальтировщиков из Узбекистана. Именно в них, людях, главный секрет успеха предприятия, уверен главный инженер «Уренгойдорстроя» Дмитрий Туковский«Мы собираем профессионалов и делаем все возможное, чтобы они оставались в компании, — подчеркивает он. — Достаточно сказать, что практически 70% инженерно-технических работников когда-то попали в «Уренгойдорстрой» в составе стройотрядов. Начинали простыми дорожными рабочими, а сегодня работают мастерами, прорабами, начальниками участков».

Бауиржан Давлятов приехал в Новый Уренгой из солнечного Узбекистана. В газовой столице он работает уже пятый сезон. В 2010 году строить дороги на Ямале его позвал бывший однокурсник Фарид Шайдуллин, к тому времени уже ни один год возглавлявший бригаду новоуренгойских асфальтировщиков. В далекий северный край Бауиржана провожала вся семья.

— И родители помогали собираться, и родственники, и жена с детьми, — вспоминает Бауиржан Довлятов сегодня. — Каждый советовал, что взять с собой на Крайний Север. В итоге в сумку положили и теплые свитера, и шапку зимнюю.

В тот первый приезд в Новый Уренгой теплые вещи, взятые по настоянию родных, очень пригодились теплолюбивому узбеку — слишком уж неласковым выдалось лето 2010-го. Начинал выпускник ташкентского автодорожного института обычным рабочим. Как он говорит — «на лопате»… Сегодня Бауиржан Давлятов — производитель работ.

— Первая улица, на которой я трудился в этом городе — улица Мира. Я ее навсегда запомню. И потому что первая, и потому нелегко мне пришлось вначале. Без тепла. Без родных.

Дан приказ на Надым

Бригада приезжих асфальтировщиков работает на ямальских объектах по приглашению «Уренгойдорстроя» восьмой сезон. Вначале их было около тридцати, сегодня — больше семидесяти. Ташкент и Самарканд, Бухара и Фергана — в бригаде представлен практически весь Узбекистан.

— До этого предприятие привлекало к укладке асфальта специалистов из разных городов. Были и бригады из Украины, Белоруссии, — рассказывает Дмитрий Туковский. — Но качество работы узбекских мастеров оказалось на голову выше и устроило нас больше всего. С тех пор каждый летний сезон они — работники «Уренгойдорстроя». Конечно, привлекать эту бригаду намного затратнее, чем оплачивать работу местных специалистов. Но когда речь идет о качестве — в «Уренгойдорстрое» не экономят.

Часть коллектива трудится в Новом Уренгое, часть — в Надыме. В прошлом году УДС выиграл конкурс на проведение работ по благоустройству улиц и микрорайонов северного соседа газовой столицы — в последнее время дорожники все активнее сотрудничают с муниципалитетами, расширяют сферу своей деятельности. Только за прошлый сезон в Надыме кардинально преобразились ул. Зверева, проезд №8, микрорайоны 2б и 18. В этом году работы ведутся в мкр.10 и на проезде №2. В итоге, за столь непродолжительный срок в городе появились новые парковки и пандусы для маломобильных граждан, улицы расцвечены газонами, а тротуары —ярко-желтой тактильной плиткой, помогающей ориентироваться слабовидящим надымчанам, разработаны и сооружена водоотводящая система. Но самое главное — проложены современные автотрассы.

Северные, экстремальные условия эксплуатации дорог, требуют от «Уренгойдорстроя» постоянного поиска технологий, позволяющих продлить срок жизни магистралей. Поэтому предприятие тесно сотрудничает с научными институтами, проводит апробацию различных технологий. Например, на той же ул. Зверева, под основное дорожное полотно уложена полимерная армирующая сетка, благодаря которой, утверждают специалисты, количество трещин уменьшилось в разы, а следовательно дорога будет служить гораздо дольше.

Жаркая пора нежаркого лета

Нынешнее лето, по мнению Бауиржана Давлятова, очень похоже на лето 2010-го. Хмурым небом, холодным ветром, ленивым солнцем. А еще тем, что работы много. Северной прохладе мужчина не рад, а вот тем, что его знания и опыт, равно как знания и опыт его коллег, востребованы Новым Уренгоем — доволен.

В этом сезоне у «Уренгойдорстроя» в газовой столице несколько объектов. Объемы немалые, но предприятие справляется. Дорожники трудятся с «продленками» — и в ночную смену выходят. Благо северные ночи светлые. Например, улица Дружбы народов уже радует глаз. Новым дорожным полотном, гранитными бордюрами, свежей разметкой. Проезжая часть «армянского проспекта» стала шире ненамного, зато здесь появились новые стояночные места для автомобилей, несколько изменили местоположение остановочные комплексы. И, что немаловажно, проведена большая работа по отводу с проспекта ливневых и талых вод.

Ярко-оранжевые жилеты УДСовцев, спецтехнику предприятия сегодня можно увидеть практически в каждом районе города, в том числе в Коротчаево и Лимбяяхе, где также идет работа по оборудованию автостоянок, благоустройству внутриквартальных проездов и храмовой территории… Всего за этот сезон силами предприятия в Новом Уренгое должно быть отремонтировано около 40 тысяч квадратных метров дорожного полотна.

При всем при этом УДС успевает пополнять свой список добрых дел. Нынешним летом дорожники помогают детскому саду «Ивушка» и СШ №4. Работают люди здесь бесплатно в свой выходной — благотворительностью должен заниматься каждый, уверены УДСовцы. Помощь оказывают сотрудники предприятия и новоуренгойскому православному приходу — часть работ на храмовом комплексе в южном районе они выполняют безвозмездно. Красную брусчатку, которой окружен Богоявленский собор, укладывала, в числе прочих, и бригада из Узбекистана.

— Помню, кто-то из журналистов тогда подошел ко мне и спросил, как я, мусульманин, отношусь к тому, что приходится работать на православном храме… — вспоминает Бауиржан. — А как я, как мои товарищи, можем к этому относиться? Бог один. И мы делаем богоугодное дело.

Еще немного и Бауиржан Давлятов вернется домой, где его ждут жена и дети — два сына и дочь. Мужчина обязательно привезет им с Севера копченого муксуна и тушенку из оленины. А еще — новые истории о жизни и работе в далеком и суровом северном крае, которые так любят слушать дети. Один из мальчишек мечтает пойти по стопам отца — строить дороги. И кто знает, возможно, лет через пятнадцать, готовя материал к очередному Дню строителя, кто-то из журналистов возьмет интервью у династии дорожников Давлятовых.

Но это в будущем, а пока Бауиржан спешит к стройотрядовцам, занятым укладкой бордюра. Большой натруженной рукой, в которую кажется навсегда въелась цементная пыль, он показывает водителю погрузчика, что тот может опускать в заранее вырытую траншею очередной гранитный блок. Они вместе прошли столько дорог, что понимают друг друга с полувзгляда, полужеста, полуслова. Они — «коренные» новоуренгойцы и вахтовики, стройотрядовцы и асфальтировщики из Узбекистана. Они — работники «Уренгойдорстроя». Люди, за которыми остаются дороги.

Юлия Машенская, фото Ивана Гавриленко и Елены Федоровой

ООО «Уренгойдорстрой»