Нам 47 лет! Сегодня строительство. Завтра история.

На дороге Салехард – Надым ограничено движение транспорта

На 23-километровом участке главной дорожной стройки Ямала проезд открыт лишь в определенное время: с шести до восьми и с 18 до 20 часов. Как долго будут действовать ограничения? «КС» выяснил, с чем это связано и когда планируют достроить магистраль.

С 18 июня на объездном отрезке в трех километрах от Надыма «по-черному» трудятся дорожники. Огромные самосвалы, асфальтоукладчики, легкие и тяжелые катки трудолюбиво снуют по полотну, засыпанному щебнем. Сверху аккуратно укладывают асфальтобетон, который подвозят огромные самосвалы «MAN». Асфальтобетонный завод – в одиннадцати километрах от объездной, так что на доставку смеси уходит минут 10–15. Из кузова самосвала она автоматически попадает в бункер, откуда рабочие постепенно выгребают ее и подсыпают на дорогу, где тут же заравнивают катком.

Движутся катки в определенной последовательности. Первым идет легкий, который просто прикатывает асфальт, за ним – потяжелее, уплотняющий покрытие, и, наконец, третий – самый мощный – добивается максимально однородной и плотной массы асфальта. Всё надо делать быстро, пока материал не остыл. За один день почти 800-метровый участок превратили в скоростную трассу.

– Задействовано более 50 единиц техники и примерно 150 работников, – информирует начальник участка Сергей Швейн. – Укладку ведем по ГОСТам и СНИПам. Бригада, которая занимается основанием полотна, выгоняет щебень под проектную отметку, от этого зависит ровность магистрали. За ними следуют специалисты, которые непосредственно покрывают участок асфальтом.

Якорь для магистрали

От чего зависит качество дороги? Что самое важное в процессе строительства?

– Всё важное, – уверен представитель заказчика, начальник отдела строительства и эксплуатации дорог надымского филиала дорожной дирекции ЯНАО Алексей Чухланцев. – И основа, которая будет держать трассу, и асфальтобетонная смесь, и укладка. Только всё это в совокупности может сделать качество дороги высоким. Мы, как заказчики, строго контролируем весь процесс, чтобы всё соответствовало проекту.

Куратор объекта, ведущий инженер ПТО Александр Подгорный тоже внимательно следит за процессом. Ямальская почва требует особого подхода.

– В наших широтах построить дорогу за один сезон невозможно. Обязательно нужно время, чтобы она устоялась естественным образом, иначе дорожное полотно может «уплыть», – раскрывает он технологические подробности. – Чтобы достичь максимального уплотнения, земляное полотно отсыпали слоями по 30 сантиметров, применены современные материалы, которые способствуют укреплению грунта. Когда дорога устоялась, начали сыпать щебень.

Участок «под ключ»

– За сезон мы должны довести эти 14 километров трассы до состояния полной готовности, – делится планами главный инженер «Уренгойдорстроя» Дмитрий Туковский. – Кроме укладки асфальтобетона, необходимо установить барьерное ограждение, дорожные знаки, сделать разметку. В общем, как говорится, сдаем объект «под ключ».

Кризис, безусловно, повлиял на темпы стройки. По первоначальным расчетам, за нынешний сезон планировали закатать в асфальт примерно 23 километра, но денег хватило только на 14.

– Оставшиеся девять километров переходят на будущий год, контракт у нас до 2018-го, – объясняет главный инженер. – Кстати, в него включен еще один участок протяженностью 45 километров. Там сейчас идет подготовка, основные работы зависят от финансирования. Думаю, скорее всего, это случится в будущем году. Вообще, чтобы полностью достроить всю дорогу, понадобится немного больше времени, чем планировалось. Пока этот срок – 2020 год.

Со стороны окружной столицы «Уренгойдорстрой» сдал в эксплуатацию участок в 50 километров. Его уже вовсю используют, и, как заверяют подрядчики, нареканий на качество нет.

Чтобы не мешать строительству, ввели ограничения. Транспорт здесь пропускают с шести до восьми утра и с 18 до 20 часов вечера. В остальное время дорога закрыта. Для кого эти предупреждения?

– Учитывая, что первые 90 километров от Надыма покрыты щебенкой, изредка проезжают охотники и рыбаки, – уточняет Алексей Чухланцев. – Еще, бывает, проезжают сотрудники организации «ЯРГЕО», поскольку недалеко находятся съезды на технологическую дорогу, ведущую на месторождения. Мы недавно отправили своих ребят немного подальше: на 176-й километр на вездеходе, который умеет плавать, так одним днем добраться до места у них не получилось. Со стороны Салехарда дальше, чем на 50 километров, летом никто старается не ездить, потому что дороги нет. Это в холодное время года зимник работает, а сейчас лучше не выезжать. Вот достроим дорогу, тогда – пожалуйста!

К пропускному режиму строители просят автомобилистов отнестись с пониманием. При сохранении нынешнего темпа асфальтоукладки ограничение продлится не дольше середины июля. Срок сдачи 14-километрового объекта в эксплуатацию – середина сентября.

У вас работы много!

Дорожные строители Акбай и Рустам приехали на заработки из Узбекистана. Они подсыпают асфальтобетон под катки, расставляют ограждения, разграничивают спецприспособлениями полосы, чтобы техника двигалась в правильном направлении.

– У вас хорошо платят, – говорит Рустам. – На родине зарабатывать негде. Мы из простых людей, живем скромно, семьи кормить надо.

Акбай признаётся, что скучает по семье. Но приедет на северную вахту и в будущем году:

– У меня два сына, маленькие еще – полтора и три года. Хочу, чтобы сыновья, когда вырастут, выучились. Денег надо накопить. А я умею дороги строить, это хорошая профессия, только сезонная. Когда эту дорогу закончим, домой поедем. А на следующий год снова к вам. Работы здесь много. Всем хватит.

Цифры

14400 метров дороги планирует обустроить и сдать в эксплуатацию генеральный подрядчик «Уренгойдорстрой» за этот сезон.

Лариса Багумян

Газета «Красный Север»