Наша стройка в Надыме
Капитальный ремонт улицы Зверева надымчане ждали, пожалуй, как событие личного масштаба. Поэтому как только в прошлом году на центральной улице перекрыли движение, горожане замерли в неведении: чего ожидать.
Согласно плану, деятельность новоуренгойских дорожников в Надыме сулила значительные перемены: капитальную замену дорожного полотна, новые тротуары, обустройство пешеходных зон для удобства передвижения лиц с ограниченными возможностями здоровья и самое главное – спасение от ежегодных подтоплений в дождливую погоду. Проще говоря, улица Зверева обещала стать самой комфортной в городе.
Несомненно, появление спецтехники дорожной организации из Нового Уренгоя вызвало слухи среди населения. Горожане, преимущественно автомобилисты, сетовали на отсутствие быстрого доступа к руководству дорожной организации, да и страх о невыполнении гарантийных обязательств иногородним предприятием все же присутствовал. Пожалуй, трудно отметить другое городское событие, за которым надымчане следили так пристально. Неудивительно, что окончание ремонта и автомобильного функционирования улицы ждали с особым нетерпением.
«Я работаю водителем и закрытие движения по центральной улице создало значительные неудобства, — говорит надымчанин Сергей Петров. – В период ремонта этой дороги другие улицы были переполнены транспортом, даже несмотря на то, что лето в Надыме – «мёртвый» сезон, и большинство надымчан разъехались в отпуск. Все эти неудобства мы вытерпели: надо значит надо».
И вот реконструкция улицы завершается, обустройство тротуаров и обочин ведется полным ходом, а сами автомобилисты, нет-нет да и выложат в соцсети фотографии небольших выбоин, которым, по сути, на новеньком асфальте вовсе не место.
Как отмечает Дмитрий Туковский, главный инженер ООО «Уренгойдорстрой», появлению дефектов на дорожном полотне есть свои объяснения: технические нарушения в изготовлении покрытия или, что немаловажно, отсутствие специального ухода минувшей зимой. «Современные технологии при изготовлении асфальта требуют определенного ухода, — говорит Дмитрий Туковский. – Элементарно – автогрейдеры должны быть оснащены специальными резиновыми насадками, которые не нарушают верхний слой дорожного покрытия. Надеемся, что надымская коммунальная служба этой зимой примет все меры для предупреждения ямочного ремонта на улице Зверева».
Казалось бы, этим летом у надымчан появился еще один повод усомниться в долговечности новой дороги: посередине проезжей части зияла огромная яма. Вновь перекрыто движение, и горожане с оправданным негодованием выдвигали свои версии случившегося: кто виноват и что делать? Согласно официальным заявлениям представителей дорожной организации, причиной снятия и после — замены дорожного покрытия стала авария тепловых сетей.
По словам Виктора Адвахова, заместителя директора по производству Надымского филиала ОАО «Ямалкоммунэнерго», капитальный ремонт тепловых сетей по улице Зверева – процесс материально затратный и долговременный. «Замена тепловых сетей требуется не только на аварийном, уже всем известном, участке дороги по улице Зверева, 44. Проект нашего города, составленный еще в период его становления, вызывает большие нарекания. Перекладка сетей только по центральной улице заняла бы не один день и даже не месяц. Я хочу обратить внимание горожан, что авария произошла в период плановых гидравлических испытаний. Если бы прорыв трубы случился зимой, последствия были бы намного плачевнее: жители микрорайона остались бы без тепла и горячей воды. Именно с целью выявления проблемных участков ежегодно мы проводим такие испытания. Предупредить аварию практически невозможно. Износостойкость трубы, ее возраст вовсе не показатели. Большую роль играют определенные технические факторы: например, изоляция и электрохимическая защита. Некоторые трубы могут прослужить и 20 лет, а некоторым, чтобы выйти из строя, достаточно и пятилетки».
В связи с аварией требовалась замена изношенной трубы на глубине 3,5 метров, а произвести это, не повредив дорожное покрытие, невозможно. Авария была устранена в максимально сжатые сроки – две недели. Ремонт поврежденного участка дороги придется оплатить Надымскому филиалу ОАО «Ямалкоммунэнерго». «Горожане могут не волноваться: ремонт дороги никак не повлияет на сумму в платежных квитанциях», — заверил Виктор Адвахов.
Согласно алгоритму работы дорожников — перед началом ремонта необходимо согласование всех коммунальных структур. Только получив «добро» от специальных служб, дорожная организация может приступать к капитальному ремонту. Улица Зверева не стала исключением.
«Если требуется замена сетей, это необходимо делать заранее, — говорит Дмитрий Туковский. – К сожалению, в данном случае общество «Ямалкоммунэнерго» не предусмотрело возможные последствия износа тепловой сети. Мы, как дорожники, не были готовы к тому, что авария потребует полного снятия асфальта, и понимаем возмущения горожан: так долго ждали хорошей дороги, и сейчас снова эти неудобства, но иначе, без снятия грунта не получилось бы устранить аварию».
Дорожное полотно специалисты «Уренгодорстроя» восстановили. Но тот факт, что асфальтовое покрытие не цельное, уже огорчает и самих дорожников, и надымчан, которые строят свои прогнозы: как поведет себя дорожная заплатка с наступлением холодов и от интенсивного движения транспорта. По мнению дорожников, нельзя исключать просадку грунта и появление так называемых порогов в связи с нарушением целостности полотна. Но устранение этих дефектов на ближайшие два года входит в гарантийные обязательства подрядной организации.
Сегодня движение по улице Зверева возобновлено. Работниками предприятия «Уренгодорстрой» ведется обустройство технологических тротуаров и увеличение водостоков. Увы, с капитальным обустройством улицы Зверева проблема подтопления не исчезла. Улица в воде, а надымчане иронизируют: резиновую обувь пора выдавать бесплатно.
«Проживаю на этой улице и добраться до дома после работы – ежедневная трудность, — сетует Маргарита Степановна. – Я проживаю в Надыме 30 лет, и не помню, что бы этот район так тонул. Особенно жаль мамочек с колясками и маленькими детьми. Думали, проблему устранили, но нет, всё только усугубили с этим ремонтом».
По словам Дмитрия Туковского, чтобы избавиться от подтоплений на улице Зверева и бульваре Стрижова, отсутствует самое необходимое – полноценная ливневая канализация. Однако надымчан все же интересует вопрос: когда в этом районе не будет луж, и какие меры для их устранения принимает дорожная организация? «Мы действуем согласно утвержденному плану, вносить свои коррективы мы не можем, – комментирует Дмитрий Туковский. – Это не наша вина, мы, исполнители работ, но нас, как организацию, задействованную на благоустройстве Надыма, все же волнует данная проблема. Поэтому сегодня мы прорабатываем вопрос устранения подтоплений с Тюменским институтом «Дорцентр», рассматриваем все возможные пути решения данной проблемы, но есть определенные загвоздки, и они связаны с изначальной проектировкой города. Мы рассчитывали, что водолотки будут справляться, но уже летние дожди показали: нужно что-то менять и желательно делать это до наступления осени».
Дороги не зря называют городскими артериями: ровные проезжие части, обустроенные тротуары и хорошая разметка, по мнению горожан, большего и не надо, чтобы и автомобилисты, и пешеходы остались довольны. Сегодня надымские улицы преображаются, и сами надымчане отмечают: несмотря на неудобства, работы по благоустройству ведутся практически в каждом микрорайоне.
«Я надеюсь, что Надым в скором времени сможет похвастаться качественными дорогами, – говорит Егор Стефаненко. – На мой взгляд, многое зависит от взаимодействия городских структур. Если между ними налажена связь, работа укладывается в более короткие сроки и без таких печальных последствий, как на улице Зверева. Я, как человек гиперответственный, не люблю разгильдяйство, считаю, что каждый должен выполнять свою работу грамотно и без нареканий, тем более работу такую, результат которой ждет весь город. Поживем — увидим».
Этим летом новоуренгойцы основательно приступили к реконструкции улицы Заводской. В последние годы бывшая промзона значительно изменилась в плане инфраструктуры: как считают надымчане, теперь новая проезжая часть, парковки и обустроенные тротуары здесь просто необходимы. К середине сентября ООО «Уренгойдорстрой» согласно условиям контракта с муниципалитетом закончат работы по реконструкции второго проезда от улицы Ямальской до перекрестка «Надымдорстроя». Как отмечают представители ООО «Уренгойдорстрой», на некоторое время вся техника и специалисты были задействованы на восстановлении участка улицы Зверева и обустройстве парка Е. Ф. Козлова, но уже сейчас работы по улицы Заводской вновь идут полным ходом.
«Мы с нетерпением ждем окончания ремонта, чтобы наконец-то увидеть эту улицу обновленной и функционирующей, — говорят Андрей и Ольга Поповы. – Сейчас неудобно добираться до магазинов и той же налоговой инспекции из-за приостановки движения, но мы прекрасно понимаем: чтобы увидеть желаемый результат, нужно потерпеть. По крайней мере, в памяти остались годы, когда в Надыме вообще не было асфальта, и никто не жаловался, все справлялись. А сейчас – это такие мелочи, что даже не стоит обращать на них внимание».
По проекту улица Заводская значительно преобразится. Трудно представить, что вместо дорожных ям и трещин появится гладкое полотно, а вместо песчаных обочин – обустроенные тротуары, зеленая зона и просторные парковки. «Мы уверены, что надымчане отметят приятные перемены, — говорит главный инженер новоуренгойского предприятия Дмитрий Туковский. – По крайней мере, мы приложим все усилия, чтобы горожане остались довольны. Насколько мы знаем, обновление этой улицы Надым ждал долго, и мы надеемся оправдать все ожидания его жителей». В середине сентября движение автотранспорта по улице Заводской будет возобновлено, однако, работы по обустройству продолжатся уже летом 2015 года, как и ремонт следующего участка второго проезда.
Северное лето непредсказуемо и капризно. Пока надымчане ждут теплой погоды, дорожники не прекращают свою работу, день за днем видоизменяя надымские улицы. Но на скорость производства работ влияет не столько климат, сколько понимание со стороны надымчан. «В Надыме в адрес своей работы мы не всегда слышим положительные отзывы, — отмечает Дмитрий Туковский. – Иногда поведение жителей дает понять: содействовать в нашем общем деле – обустройстве Надыма они не готовы. Регулярно приходится разговорить с владельцами транспорта, который мешает нам обустраивать дворовые территории. Часто наши просьбы не имеют успеха: автотранспорт ставят как заблагорассудится, не понимая, что для нас это определенные неудобства и увеличение срока выполнения работ. Мы готовы к обратной связи с населением и любые отзывы, предложения и информацию о нарушениях нашей работы надымчане могут сообщить по телефону действующей горячей линии: 8-922-462-40-16».
Не за горами празднование 42-ой годовщины Надыма, для горожан это еще один повод вспомнить, каким Надым они увидели впервые, оценить, насколько он изменился за эти годы. Надым становится красивее, радуя своими преображениями как старожилов, так и вновь прибывших. Сегодня жители города, которые вспоминают его юные годы, отмечают: время не прошло напрасно, Надым взрослеет и обретает новый облик, который по-своему близок каждому, кто связал свою жизнь с Крайним Севером. И пока идет благоустройство улиц, ремонты дворов и реконструкции микрорайонов становится очевидно: меняться в лучшую сторону – стиль Надыма.
Анастасия Нигматуллина, фото Кристины Кропко
ООО «Уренгойдорстрой»