Нам 47 лет! Сегодня строительство. Завтра история.

Строительство в кредит. Проблемы отрасли

Состояние дорожно-строительной сферы, которая является генератором спроса для целого ряда смежных отраслей — вопрос, напрямую связанный с будущим развитием всей экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.

В условиях кризиса строительный комплекс Ямала встретился с серьезными трудностями: дефицит финансовых ресурсов, существенное удорожание себестоимости дорожного строительства. Тем временем, государство, финансовые институты развития далеко не исчерпали весь спектр возможностей для стимулирования строительной отрасли.

«Проблема очень актуальна. Эта тема поднимается сегодня практически на всех совещаниях, проводимых с заказчиками, и в округе. Сегодня кредиты стали для всех труднодоступными. И процентные ставки, по которым они теперь выделяются, очень высоки. Даже под действующие государственные контракты — очень проблематично. Банки с большой неохотой идут на выдачу кредитов строительным компаниям, требуя дополнительных залогов и гарантий возврата. Мы решаем вопрос, проводим встречи, переговоры. Но проблема такая существует», — комментирует ситуацию первый заместитель генерального директора ООО «Уренгойдорстрой» Виталий Дмитриев.

Маргарита Анисимова, заместитель генерального директора ООО «Уренгойдорстрой», подчеркнула в интервью: «Проблема нашего предприятия — в недостатке оборотных средств. Половина всех выполняемых нами работ приходится на государственные контракты. Условия проводимых конкурсов и аукционов, как правило, не предусматривают авансирование на закупку материалов и организацию работ. Учитывая, что строительство автодорог — процесс достаточно материалоёмкий и дорогостоящий, а с учётом наших климатических условий ещё и сезонный, то, разумеется, не у всех дорожно-строительных организаций хватает собственных ресурсов и финансовых средств, чтобы заготовить материалы и начать работу. Компании ТЭКа, организуя конкурсы и торги, хотя бы прописывают возможность авансирования подрядчика. Но! Только при наличии банковских гарантий».

Низкая доступность банковского кредитования была и остается основной проблемой строительных компаний, и она значительно усугубилась в условиях кризиса. От недостатка доступных финансов сейчас страдают все производственные отрасли, но строители — в особенности.

Сегодня, по устоявшемуся мнению специалистов Центробанка, строительная отрасль считается высокорисковой. И во многом именно из-за этого процентные ставки для строителей становятся заградительными. И коммерческие банки по-прежнему не готовы брать на себя эти объявленные риски.

Пока о развитии отрасли речь вести не приходится. Без принятия комплексных мер льготного кредитования ключевых для региона дорожно-строительных компаний невозможно говорить о развитии и росте.

«Было несколько позывов, как от президента РФ, так и от руководителей ЯНАО и Тюменской области. Было высказано предложение о разработке на государственном уровне механизма компенсации подрядным организациям, которые берут кредиты непосредственно под строительство государственных объектов, части процентной ставки. Этот вопрос прорабатывается. Но на сегодняшний день такого механизма пока нет. Пока это в разработке. Если этот вопрос будет решён, и решён положительно, конечно, это серьёзно скажется на всей проблеме», — подчеркивает в интервью Виталий Дмитриев, первый заместитель генерального директора ООО «Уренгойдорстрой».

Строительство в силу своей специфики позже всех базовых отраслей входит в экономическую рецессию, но и позже выходит из нее. А выходит — с большими финансовыми и экономическим потерями, с масштабным сокращением численности занятых. Антикризисные мероприятия должны быть серьёзными и продолжительными. Разовыми и сиюминутными мерами ситуацию исправить не удастся. Строительной отрасли требуется государственная поддержка.

«В первую очередь ведь это налоги, которые платят все строительные компании. Это немаленькие суммы. Государство получит объекты, сданные в срок. Получит компании, которые развиваются, а не стагнируют. Современные компании, которые обновляют технику, с профессиональным штатом», — резюмировал Виталий Дмитриев.

Подготовлено пресс-службой ООО «Уренгойдорстрой»