Ямальские дорожники готовы к экспериментам
Новоуренгойские дорожники надеются в числе первых применить в дорожно-восстановительных работах уникальный материал — диатомит.
Почти сорок лет лидирует в дорожно-строительной отрасли арктического региона ООО «Уренгойдорстрой» и теперь не намерен сдавать позиций. Ставку делают на последние разработки ямальских специалистов.
— Диатомит получают из донных отложений, которые находятся на территории округа, — рассказывает Виталий Дмитриев, первый заместитель генерального директора предприятия. — Преимуществ у материала масса, среди которых — недорогое производство. Он служит отличным теплоизоляционным материалом. Может использоваться в основании насыпи железных дорог, для водопропускных труб.
По словам Виталия Васильевича, диатомит, успешно пройдя все испытания, получил хорошие характеристики:
— Нам привозили его на проверку в лабораторию, исследования дали отличные результаты. Осталось использовать разработку в реальной лаборатории, где предельные условия, что по климату, что по нагрузкам — обычное дело. На дорогах Ямала. Для этого только и надо, что получить экспериментальный участок.
Сократить количество ям и провалов помогает геосетка, которую закладывают между слоями дорожной «одежды». Плюс всеми дорожно-строительными службами активно внедряется щебеночно-мастичный асфальтобетон, увеличивающий срок эксплуатации магистрали.
— Он более износостойкий и прочный по всем характеристикам, в том числе обеспечивает лучшее сцепление, поглощает шум, – говорит Дмитриев.
Сделать надёжнее и долговечнее дорожное полотно — не единственная задача строителей, необходимо еще укреплять и откосы. Для этого применяют сетчатые конструкции. Сквозь них прорастает трава и в итоге получается прочное естественное дорожное покрытие, отлично защищающее от размывов, объясняет Виталий Васильевич.
Когда технологический процесс при возведении не нарушен, дальнейшее состояние трассы зависит от условий эксплуатации. Ямальские магистрали подвержены не только экстремальным испытаниям климатом и вечной мерзлотой, но и высокой нагрузкой. Тяжелая техника, дальномеры и фуры, каких на северных дорогах огромное множество, способны разбить не только асфальт, он даже бетонку в хлам.
— Дорожное покрытие состоит из нескольких слоев толщиной пять сантиметров. В течение полутора лет оно изнашивается, поэтому надо отслеживать и контролировать ситуацию, не доводя до крайности, — отмечает Виталий Васильевич. — Хотим мы этого или нет, но обновления не избежать, особенно после суровых зим, температурных скачков. Даже нормативы предусматривают ежегодное обновление покрытия, нанесение дополнительной разметки, установки упавших знаков, восстановление стертого дорожного покрытия и прочих тонкостей реконструкции трассы…
Но получить участок — задачка со многими неизвестными в лице конкурентов. Новые объекты распределяются по конкурсу, где первоочередное значение имеет цена. Это на руку недобросовестным исполнителям — ради контракта они могут сбить стоимость на 20-30 процентов. После чего начинают экономить на материалах, нарушать технологию, из-за чего со временем возникнут дефекты. Сейчас, когда финансовый кризис заставляет считать каждую копейку, на первый план при выборе подрядчика должен выходить такой показатель, как качество работ, считает собеседник.
— В непростые времена дорожная сфера всегда оставалась локомотивом экономики. Сейчас остаться на плаву очень трудно даже крепким компаниям — по всей стране программы урезаются, финансирование беспощадно сокращается, — говорит Виталий Дмитриев.
На Ямале темпы развития дорожно-строительной отрасли замедляются, но не останавливаются. Власти, по словам собеседника, находят механизмы взаимодействия, среди них — концессионное соглашение. Именно такое «Уренгойдорстрой» намерен использовать для строительства моста через реку Пур в районе поселка Уренгой. Проект презентован губернатору.
Надежда Хабаза. Фото автора и из архива пресс-службы ООО «Уренгойдорстрой»