Реконструированная дорога порадовала автомобилистов
Строители, применив передовые технологии, сделали её широкой и долговечной. Участок трассы Коротчаево – Пуровск вновь ввели в эксплуатацию.
Четыре месяца, днем и ночью, без ограничения автодвижения, дорожные строители занимались его реконструкцией. Несмотря на капризы природы (межсезонье как-никак), ямальские дорожники поэтапно ликвидировали огромные выбоины и разбитые откосы.
Изначально на ремонт трассы протяженностью семь с половиной километров окружные власти выделили 594 миллиона рублей, но в конце сентября добавили еще 45 миллионов.
«Благодаря этому мы отремонтировали на один километр больше, — рассказывает Дмитрий Туковский, главный инженер ООО «Уренгойдорстрой». — А еще «подрастили» и укрепили барьеры, расширили на 20 сантиметров полотно, кое-где добавили полосы разгона».
По словам нашего собеседника, при реконструкции использовались не только привычные, но и экспериментальные методы строительства.
«Общая толщина слоев дорожного покрытия местами доходит до 70 сантиметров, — отмечает Дмитрий Владимирович. — На старую бетонную плиту положили выравнивающие слои щебня и геосетки, а завершили весь этот многослойный «пирог» щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА), с которым предприятие прежде не работало».
«Этот заменитель обычного асфальта славится плотностью, износостойкостью и способностью выдерживать большие нагрузки. Правда, и процесс его укладки гораздо сложнее. Из-за этого не только на севере страны, но и в южных регионах дорожники не спешат брать его на вооружение. К тому же по своей структуре ЩМА отличается пористостью и сильнее обычного асфальта реагирует на перепады температуры. Но всё же мы решили поэкспериментировать и доработали его состав. Испытания на небольших участках дороги подтвердили отменное качество ЩМА, и тогда мы задумали покрыть им все восемь с половиной километров трассы Коротчаево – Пуровск», — говорит наш собеседник.
Как оказалось, передовое покрытие полотна — не единственная «изюминка» реконструированного участка. Бичом дорог остаются просадки и трещины, из-за которых ежегодно приходится латать поверхность целого с виду полотна. И если с первой проблемой ремонтники более-менее справляются, то с трещинами всё гораздо сложнее. Проникшая в них вода подтачивает само основание дорожного покрытия…
«Мы знаем, как с этим бороться, — говорит Дмитрий Туковский. — Сооружается нарезной температурный шов, в него закладывается специальная конструкция и полиэтиленовый шнур. Затем туда заливается мастика, рассчитанная на сжатие и расширение шва. В итоге трещина «гибнет», а покрытие спасается от объемных разрушений».
По словам нашего собеседника, на Крайнем Севере нельзя использовать бесшовную конструкцию. Со временем из-за многочисленных трещин асфальт начнет попросту разъезжаться. Другое дело, южные регионы – там в летнюю жару асфальт плавится, трещины исчезают, но само полотно становится неровным, бугристым…
В будущем году планируется реконструкция еще пяти километров дороги. На это заложено около 300 миллионов рублей.
«Уже закупаем щебень, намечаем фронт работ, — говорит главный инженер. — Надеемся, финансовая ситуация сложится благоприятно, мы продолжим начатое».
Надежда Хабаза